Костел Святого Вита.Прага



Прага.Костел Святого Вита

Церковный приход был основан Петром Рожмберком примерно в 1317 г. (первое официальное упоминание о старом соборе датируется 1329 г.). Через каких-то 10 лет стремительно растущее население города перестает помещаться в тогдашний собор, и в 1340 г. под руководством мастера-немца Лингарта из Альденберга было начато строительство нового храма (дата начала строительства навеки высечена под потолком собора). Позднее эстафету главного архитектора принял мастер Станек из Крумлова, возведение свода продолжил его племянник, Ян Станек. Длина костела 44 метра, ширина и высота – 20 метров. Строительство было прервано гуситскими войнами, и костел освятил только в 1439 г. епископ Никлас из Пассау. До 1585 г. вокруг собора располагалось городское кладбище, но когда разразилась эпидемия чумы, источник заразы был перенесен на другую сторону реки, по соседству с иезуитским садом и церковью Святого Мартина. Сейчас собор вплотную окружают дома. Интерьер выполнен в стиле неоготики, главный алтарь расписан изображениями Святого Вита и Девы Марии (1683), относящимися к периоду, когда в Крумлове хозяйствовали иезуиты. Перерисовано Яном Крейчеком (Jan Krejcik) в 1897 г. До 1780 г. в церкви было множество разных по стилю алтарей, у каждого цеха ремесленников – свой: портных, сапожников, мясников, пекари белых или темных хлебов, каменщиков, поваров и конечно, братство пивоваров. Сейчас все алтари выполнены в стиле неоготики. Слева привлекает внимание часовня Святого Яна Непомуцкого, но, увы – вход запрещен, еле подобралась так, что можно было заглянуть внутрь. У входа в часовню в стену вмуровано два надгробья из красного мрамора с бывшей усыпальницы Вилема Рожмберка, умершего в 1592 г. в возрасте 58 лет, и его третьей жены, Анны Марии Рожмберк, урожденной фон Баден, умершей в 1582 г. в возрасте 21 года. Усыпальница была выполнена из красного мрамора, и украшена статуями – по заказу Петра Вока, была расположена в самом центре собора, у главного алтаря. Сначала на мавзолей ополчились иезуиты, попытавшиеся перенести его в другое место, и только вмешательство еще живой последней (видимо, четвертой по счету) вдовы Вилема Рожмберка, урожденной Лобкович (этой семье, как известно, до сих пор принадлежит замок Мелник), и архиепископа Пражского, заставило их угомониться. Затем, когда Крумлов перешел Эггенберкам, в церкви стали возводить новый главный алтарь, и мавзолей снова хотели перенести, но только в 1783 г. все-таки было принято решение усыпальницу убрать. При вскрытии мавзолея в нем обнаружили 4 гроба: Виллема Рожмберка и его жены, и еще два - Марии Джоанны из голландской ветви Шварценбергов, умершей внезапно в 1670 г., во время посещения своей кузины из рода Эггенберков, и Франца-Иосифа, малолетнего сына Йозефа Адама Шварценберга, умершего в 1750 г. Все останки перенесли в часовню Яна Непомуцкого, металлические гробы Рожмберка и его жены были проданы на аукционе металлолома. Оставшиеся от мавзолея надгробные плиты были вмонтированы в стену часовни. Остальные члены семьи Рожмберков похоронены в монастыре Высший Брод (Vyssi Brod). В часовне также замурованы урны с сердцами некоторых членов семьи Шварценбергов, там же находится усыпальница Марии Элеоноры Шварценберг. Капеллу не оставляли вниманием ни Рожмберки, ни Шварценберги – Ян Непомуцкий считался святым покровителем каждого из семейств. Алтарь был выполнен по образу и подобию римского алтаря Бернини, фрески сохранились с XV века. Последнее строительство в соборе было в конце XIX века, когда барочную башню заменили на восьмигранную неоготическую (1894), интерьер также стал неоготическим.