Развивающие игры для детей 3 лет

Дети в три года уже сами умеют придумывать себе игры. При этом самостоятельные игры могут быть настолько увлекательными, что за детьми можно с интересом наблюдать не вмешиваясь.
Интересно наблюдать за диалогами, развитием сюжета и перевоплощениями (например, привязав пояс от халата на талию малыш тут же превращается в бабочку).
Самостоятельную игру ребенка прерывать нельзя, даже если очень хочется. В тоже время детям необходима и совместная игра с взрослыми. Это сближает. Поэтому когда ребенок просит, необходимо играть вместе с ним. При этом нужно стараться внести в игры развивающие элементы.
Предлагаю вам небольшой обзор развивающих игр для детей 3 лет. Возможно, вы найдете новые идеи для себя.
Игры на развитие мелкой моторики
1. Сортировка предметов
Сортировать можно все что угодно и по самым разным признакам. Самая простая сортировка по форме, цвету или размеру.
На удивление сортировка предметов очень увлекает мою трехлетнюю дочь. Раньше она сортировать совсем не любила, а теперь пришла к этому занятию самостоятельно. И ежедневно раскладывает все что можно — по цветам или размерам.
Что сортировать:

    счетные палочки, мозаику, кубики — по цветам;
    пуговицы – по размерам или цвету;
    монеты – по достоинству;
    отделять горох от фасоли или от круп;
    раскладывать предметы в порядке убывания/возрастания размера;
    можно сортировать игрушки (карточки с животными): домашние-дикие, хищники-млекопитающиеся, птиц-звери.
    разделять овощи и фрукты из одной корзинки.
    сортировать игрушки по принципу съедобное/несъедобное и еще много чего.

Что подсказывает ваша фантазия?
Чтобы увлечь ребенка сортируйте не просто так! Делите предметы между куклами, складывайте их в кузов автомобилей, или поиграйте в Золушку.
2. Пинцет или пипетка
Если вашему ребенку нравится сортировать – усложните задачу и дайте ему плоский пинцет. Пусть он попробует разложить фасоль по ячейкам (подойдет форма для заморозки льда). А можно приготовить обед для кукол, разложив фасоль пинцетом по кукольным тарелочкам.
И не забудьте приготовить чай!
Возьмите разноцветные кукольные кружки и наберите в них немного воды пипеткой. Дети любят возиться с водой! Обратите внимание ребенка, что вода, попав в красную кружку, вдруг тоже становится красной! Спросите, почему так происходит. И если ребенок не догадается, расскажите о том, что вода на самом деле прозрачная, и мы просто видим сквозь нее стенки кружки.
3. Рисуем монеты
Для игры понадобятся монеты, лист бумаги и карандаши (или восковые мелки). Прячем монеты под лист бумаги, и закрашиваем его. Монета проявляется на листе. Вместо монет можно использовать специальные трафареты и боковую сторону восковых карандашей.

    Таким способом можно сделать деньги для игры в магазин. Просто потом вырежьте получившиеся монеты и приклейте их на плотный картон.

Хороший способразвития мелкой моторики— игры с крупой. Можно сделать крупяной бассейн для игр. И не забывайте делать аппликации из крупы. Подобные творческие занятия безумно увлекают детей.
Развиваем вкусовое восприятие
Это скорее опыт, чем игра. Поставьте перед ребенком несколько стаканов с водой и предложите попробовать воду на вкус. В один предварительно добавьте сахар, в другой соль, в третий лимонный сок, в четвертом налейте чистую воду. Пусть ребенок определит, какого вкуса вода. Расскажите, что вода сама по себе не имеет вкуса.
Увлечет ребенка трех лет и игра с определением запаха:«Угадай что пахнет?». Завяжите ребенку глаза и давайте ему понюхать разные продукты. Ребенок должен отгадать продукт по запаху. Нюхать можно кофе, шоколад, ванилин, чеснок, гвоздику, тмин, чаи с травами. Можно сложить все эти продукты в небольшие коробочки (например, спичечные) так чтобы каждый продукт встречался два раза. Затем предложить ребенку найти пару по запаху.
Развиваем речь
Лучше всего развитию речи ребенка способствует чтение. Ежедневно читайте малышу любимые детские книги.
1. «Кто назовет больше слов на букву А?».
В моменты ожидания, или когда вы заняты делом, можно вспоминать с ребенком слова, которые начинаются на определенную букву. Начинайте с гласных букв, т.к. малышу их легче всего услышать.
Чтобы упростить задачу можно найти в комнате все предметы начинающиеся на определенную букву.
2. Ищем рифму
Сначала объясните ребенку, что такое рифма (это слова с одинаковым окончанием). Расскажите простые стихотворения, пусть ребенок определить в них рифмованные слова. Кстати, играть в эту игру будет интересно после прочтения книги о приключениях Незнайки. Или после прослушивания детской аудиокниги про Чевостика «Сочиняем стихи».
Дайте ребенку задание подобрать рифму к простому слову, например – шишка (мишка, книжка). А потом поменяйтесь ролями. Детей очень увлекает такая игра.
Развиваем логическое мышление
На развитие логического мышления можно придумать множество веселых игр. Например, «Что лишнее?» — ребенок должен найти лишний предмет из предложенного ряда.
Самое приятное, что развивать логику можно незаметно, по ходу жизни. Например, попросите ребенка принести вам куклу у которой не длинные волосы и розовое платье. Или книгу, на обложке которой нарисованы птицы, но нет зверей.
Ролевые игры
И конечно же не забывайте о ролевых играх. Обязательно играйте в ролевые игры вместе и проигрывайте стандартные ситуации, которые встречаются в жизни. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуации и решать возникающие проблемы.
Поиграйте в песочницу. Пусть главными героями станут куклы или мягкие игрушки. Одни щедрые, а другие – не желающие делиться, ведь каждый из нас сталкивается с проблемой детской жадности.
Играйте в магазин, в доктора, в поездку на автобусе, поезде, в путешествие на самолете. Проигрывайте вместе ситуации, которые вам предстоят. Так ребенку будет легче ориентироваться в незнакомой ситуации.
И, конечно же, устраивайте представления по хорошо знакомым сказкам. Здорово, если у вас есть куклы-перчатки. Поиграйте в колобок, репку или красную шапочку. Попробуйте дать ребенку главную роль.