Сказка о художнике и волшебной кисточке

Не то чтобы очень давно — больше ста лет назад — жил в России живописец Константин Крыжицкий. Больше всего на свете он любил природу. И картины писал о ней — пейзажи. Замечательный был художник! Когда учился в Петербургской Академии художеств, преподаватели очень его хвалили.


А закончив Академию, отправился Константин за границу: мир посмотреть, для своих картин новую интересную натуру поискать. Тогда многие русские художники путешествовали по южным странам, вдохновлялись лучезарными пейзажами Италии... Крыжицкий тоже пытался вдохновиться, да почему-то не выходило. Не по душе ему была южная природа. Ни Адриатика, ни Лазурный берег не трогали душу. Даже в Крыму и то казалось скучновато.



«Норвежский фиорд» 1903


Нравился ему суровый Север. Норвежские горы и фьорды, финские озера! Их он изображал так, что глаз не оторвать. А всего сильнее тянуло к лугам и перелескам
родной российской стороны.

Вот так и вышло, что после заграничных путешествий вернулся художник домой и стал искать близкий сердцу уголок, где можно было бы поселиться и писать пейзажи. Долго искал, наконец, нашел: в Новгородской губернии, на Валдае. В тех местах, среди лесов
и холмов — исток великой реки Волги. Там она еще совсем маленькая — ручеек, не набравший силы. В точности такой, как и множество других валдайских ручейков и речек. Среди них приглянулась Крыжицкому одна — Торбытенка. Речка не простая. Во-первых, водился в ней жемчуг. Новгородские мастерицы издавна расшивали этим жемчугом свои уборы. А во-вторых, вода в Торбытенке, хоть и чистая, как слеза, по цвету — темно-коричневая, почти черная! Говорили, что из-за примесей железа. Как увидел художник эту черную воду, так и загорелся: написать большую картину, чтобы и другие люди такое чудо увидели!

«Озеро» 1896
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и
художественный музей-заповедник



Купил на берегу речки небольшую усадьбу. Она так и называлась — по цвету воды: Зачеренье. Место замечательное, только уж очень запущенное: бурелом, сухостой, а вместо лугов и пахотных полей — болото. Видно, нерадивыми были прежние хозяева Зачеренья. Крыжицкий взялся благоустраивать поместье. Решил на месте болота разбить сад. Позвал на помощь местных крестьян — и взялся за работу.

И поначалу дело пошло! Вздохнула земля, зазеленела свежей травой. Художник радовался, предвкушая, как зацветет по весне его сад. Да только однажды вышел из дому утром, смотрит: а вокруг опять гнилые стволы да болото! С тех пор и началось: все, что за день наработают, ночью болото съедает. И опять — запустение, комары и лягушки. С каждым днем болото росло и ширилось. К самому дому подползало. Еще немного — и рухнут все постройки, увязнут в трясине. Конец зачеренской усадьбе!

«Болото» 1885
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина


Что за напасть? Какая такая злая сила ворожит против художника? Крестьяне только руками разводят: не мы, мол, это! И впрямь — не они. К чему местным жителям обижать нового хозяина Зачеренья, если он к ним — со всем уважением? Даже больницу в селе помог построить.

— Тут, — говорят крестьяне, — без нечисти не обошлось. Не иначе, леший с водяным озоруют!

Константин Крыжицкий ни в какую нечистую силу не верил. Да и если есть водяной да леший, так где же они прячутся? Ведь художник с сыновьями и учениками все окрестные места исходил. Изучил все тропки. Все источники и ручейки нарисовал. Если бы водилась тут лесная нечисть, художник острым глазом ее бы увидел!

Так-то оно так, да не совсем.

«Деревня на берегу речки»
Сочинский художественный музей


Сколько раз бывало: наткнется Крыжицкий взглядом на замшелый пенек. Поглядит да отвернется. А у пня вдруг желтые глазки засверкали, и ушки на макушке встопорщились! Или плывет себе коряга в речном омуте, никого не трогает —художнику и невдомек, что это не течением ее несет, а она сама перепончатыми лапами подгребает!

Таинственные лесные жители прятаться хорошо умеют. Но за что же рассердились они
на Крыжицкого? За что взялись пакости творить?

Не художник тут был виноват. Леший и водяной на всех людей обиду держали. И не зря. Прежде-то почитали их люди. Величали хозяевами. Приносили подарки. Лешему — пироги да кашу, водяному, случалось, и молочный поросенок перепадал:

— Прими, батюшко, со всем нашим почтением. Да не озоруй: с кривой тропки сведи, на прямую выведи. И чтобы было у нас на поле жито, в сетях — рыба, а в лесу — красный зверь!

Лесные хозяева на уважение отвечали добром. Потому в прежние времена и грибов, и ягод, и рыбы — всего было вдоволь. И цветы как будто цвели ярче, и птицы пели звонче, а болота если и заводились, то ради брусники да клюквы. Люди природу берегли, зря никто ветки не сломит.
«Река» 1896
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


Давным-давно уж никто не приносит на развилку лесных тропинок пирогов да каши. Позабыты и лесовики, и родная мать-природа. Леса вырубаются. Реки сетями опутаны. Белок и куниц люди перестреляли. Понастроили мастерских да фабрик, и повалил от них в небеса вонючий дым, потекли в реки ядовитые воды!

Что тут станешь делать? Водяной и леший, как могли, прятали от людей свои богатства. Измельчала рыба, раскисли болота. Уж не краснела на пригорках, как когда-то, веселая земляника... Особо невзлюбили лесные хозяева горожан. Тех, что природы вовсе не понимали, красоты ее не видели. а только портили все подряд. Та-
ков был прежний владелец Зачеренья. Леший с водяным постарались: подпустили ему комаров да мух, жестких колючек да густого болотного тумана. Пусть уезжает обратно в свой город! А усадьба пусть зарастет — лесом станет.

Не тут-то было! Один сбежал — новый приехал! Да неугомонный какой: сразу взялся сводить болото и корчевать бурелом. И все высматривает, рисует что-то...


«Озеро»
Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан



Леший да водяной решили: этому чужаку в наших местах не бывать! Изведем! И пошла война!

Крыжицкий болото сушит — водяной расплескивает. Сидит на кочке в плаще из тины, машет перепончатыми лапами, завывает:

— Эй, комарики, мошки мои! Собирайтесь в тучи, налетайте на людишек, кусайте их, жальте без жалости! У-у-у!

Леший повсюду ядовитых грибов наставил: кругом поганки да мухоморы...

— Погоди, — говорит, — я тебе еще змеек подпущу! Пусть гадючки у меня на просторе поползают!

Совсем невмоготу стало художнику. С мечтой о саде пришлось расстаться. Друзья ему говорят: брось ты все это, уезжай в город! Не будет тебе здесь житья! А он им свое твердит:

— Как же бросить? Ведь красота-то какая! Одна черная вода чего стоит. Вон уж я сколько эскизов нарисовал. А впереди — большая картина. Пока ее не напишу, никуда не уеду!


«Овраг» 1882
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств



Леший с водяным собрались на совет. Что делать? Уж они и так, и сяк, а чужак все тут. Другой бы давно сбежал без оглядки! Что его держит?

— Я знаю, — говорит водяной. — Это все его кисточка!

— Какая такая кисточка? — нахмурился леший.

— Он все бродит, бродит, а потом откроет свой ящик, вынет бумагу, краски, да кисточкой-то машет и машет! Не иначе как в этой кисточке — волшебная сила! Ему с ней ни комары не страшны, ни змеи, ни поганки!

Призадумался леший. А ведь товарищ-то прав!

— Тогда, — говорит, — надо эту кисточку у него выкрасть.

— Точно! — водяной даже лапами захлопал. — Вот он в деревню за каким-нибудь делом поедет, а мы проберемся в дом, да и цап-царап! Только вместе полезем, я один боюсь.

Сказано — сделано. Сели водяной с лешим в засаду. Дождались — поехал Крыжицкий в село, крестьян уговаривать: кто поможет ему осушить болото? Крестьяне отказывались, никто не хотел связываться с нечистой силой...


«Перед полуднем» 1885
Костромской государственный объединенный художественный музей


Вот он уехал, а лесовики и забрались в дом через печную трубу да слуховое оконце. И давай шастать. Обыскали весь дом. Наконец, леший залез на верхний этаж, на светлую веранду. И тут же закричал:

— Эй, сюда! Тут этих кисточек, почитай, два десятка! Все, что ли, хватать?

И вдруг — умолк.

Водяной пришлепал на веранду. Хотел окликнуть товарища: что, мол, копаешься. Да поглядел по сторонам... и тоже дара речи лишился!

Веранда была полна картин. Они висели на стенах, стояли, укрепленные на мольбертах, лежали на полу. И на всех картинах — валдайская природа! Перелески, луга, ягодные поляны. Темные омуты и просторные речные разливы. Тайные лесные чащобы и могучие деревья, освещенные неярким северным солнцем. И конечно, речка Торбытенка с ее удивительной черной водой.

Глядят лесовики, наглядеться не могут. Вот они, родные места, прекрасней нет на свете! Дышит, живет! И как же он, горожанин, сумел ее рассмотреть да на картинах своих прославить на веки вечные?!


«Лесные дали»
Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко



— Ой, — шепчет леший, — а мы-то его выгоняли!

— Комарами травили, — сокрушается водяной, — кисточку хотели украсть...

— Он сад думал развести, а мы ему — болото! В саду пчелки будут летать, бабочки... Да с него пылинки сдувать надо!

— Он ведь, — говорит водяной, — для чего картины рисует? Чтобы всем нашу красоту показать! Поглядят люди, и, может, не станут загрязнять речку!

И решили лесные хозяева: художника больше не обижать! Наоборот: охранять его и, если понадобится, помощь ему оказывать. Да и к другим людям получше присматриваться: раз есть среди них такие, как Константин Крыжицкий, может, и другие не так уж плохи?

...Может, сумеют хоть когда-нибудь договориться Человек и Природа?

 «Дорога в горах» 1897
Государственный Русский музей

 «Церковная ограда» 1905
Государственный Русский музей

«Ранний снег»
Государственный художественный музей Алтайского края


«Лес зимой» 1906
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

  Скоков Геннадий Константинович. Сказка о волшебной кисточке. Константин Яковлевич Крыжицкий (1858-1911)

Дорогие читатели! Мы рады, что серия "Сказки о художниках" нравится вам и вашим малышам... Мы решили показать всю нашу великую живопись - неизвестную, забытую, скрываемую от нас с вами за стенами "запасников". В конце XIX - начале XX веков все, что воспевало красоту мира и природы, что говорило о Боге, было объявлено мещанством, "салоном" - искусством, "не раскрывающим социальных язв общества". К сожалению, многое мы никогда больше не увидим. Но даже то, что осталось, никто не торопится выставлять для всеобщего просмотра... Мы пытаемся с вашей помощью возродить имена художников, составляющих золотой фонд нашей культуры, открыть их шедевры вам - нашим читателям. Дух захватывает при виде этих гениальных полотен! Только русские живописцы могли так писать! Русская культура не умрет, покуда есть люди, стремящиеся открыть мир прекрасного для своих детей.