Настоящие фамилии революционеров

Псевдонимы и партийные клички революционеров

 В юности, изучая революцию (как и многие из нас делали в те годы, школа заставляла и все такое) я всегда обращал на громадное количество кличек, среди революционеров (их имели практически все) и пытался угадать, почему тот или иной революционер взял себе тот или иной псевдоним.  Причем интересно, что впоследствии у кого-то эти прозвища остались официально и именно под ними они вошли в историю, а кто-то наоборот постарался избавиться от них и вполне успешно. 

Иногда догадаться о значении того или иного прозвища легко, а вот иногда очень и очень сложно. Попробуем? :-)

Пожалуй, первым из профессиональных революционеров, который решил взять себе псевдоним был народоволец  А.П. Буланов. При написании «опасных» статей и для большинства товарищей он стал П. Солововым. Тут логика простая и понятная,  и касалась конской масти. Буланая – лошадь рыжеватой масти, но  имевшая черную полосу по хребту от гривы до хвоста и такие же черные гриву и хвост. Это было красиво и поэтому часто таких лошадей забирали в кавалерию. Соловая же  – без черных вставок, простая рыжеватая лошадка, которая смотрится не так ярко и соответственно использовалась в основе в домашнем хозяйстве.  Просто, но действенно! Псевдоним намекал на настоящую фамилию, но при этом показывал, что человек не прочь действовать в тени, да к тому же к армии относится с большим скепсисом.

 Лев Каменев.

Старшее поколение революционеров действовало менее изобретательно, хотя иногда попадались и изящные пассажи. Льву Борисовичу Розенфельду нравилась девичья фамилия  брата жены  - Штейн, и он просто перевел ее с немецкого языка, посчитав, что Каменевым ему быть вполне с руки.  Тут важно было нам школьникам не перепутать  его с другим Каменевым – Сергеем Сергеевичем, который впоследствии стал командармом 1 ранга. Так вот Сергей Сергеевич, в отличие от Льва Борисовича, свою фамилию носил с детства. 

Кстати Розенфельд фамилия красивая и в переводе с немецкого обозначает «Поле роз».  Предки Президентов Теодора и Франклина Дэлано Рузвельтов когда то были именно Розенфельдами. 

Сергей Каменев

Достаточно хитро поступил один из будущих руководителей ЧК-ОГПУ М.Лацис.  Его настоящая имя и фамилия - Янис Фридрихович Судрабс. В 1907 году опасаясь ареста за революционную пропаганду, он бежал из родной Латвии, сделав себе  паспорт  на имя Мартына Ивановича Лациса. Насколько я понимаю, в эстонском языке слово «латышский» звучит как läti, и формально говоря, человек просто назвался национальностью :-)

Вообще брать псевдоним по месту проживания, или дорогих сердцу мест, было у революционеров правилом хорошего тона. Достаточно вспомнить Льва Давидовича Троцкого.  Ведь его фамилия была Бронштейн, а псевдоним Троцкий он взял в честь города Тракай (до 1940 года Троки), находящегося в Литве. Вроде как однажды в юности Лев Давыдович посещал этот древней центр караимов, и он ему очень понравился. Хотя есть и альтернативная версия  этого прозвища – в 1898 году юный Лёва впервые попал за решетку. Узилищем оказалась Одесская пересыльная тюрьма, в которой старшим надзирателем работал некий Троцкий, который имел такой авторитет над всеми заключенными и сослуживцами, что считался некоронованным королем всей тюрьмы.  Видимо эта власть произвела на молодого Бронштейна такое впечатление, и он сам захотел стать надо всеми, взяв как псевдоним фамилию "царского сатрапа". Не знаю как Вам, уважаемые -  а мне первая версия нравится больше чем вторая. 


Парвус, Троцкий, Дейч

Но не только Троцкий выбирал псевдонимы по топографическим наименованиям. Были еще председатель союза «Воинственный безбожник» Емельян Ярославский (настоящая фамилия и имя Мней Губельман), один из первых советских профсоюзных деятелей  Михаил Томский (настоящая фамилия Ефремов), нарком финансов Григорий Яковлевич Сокольников (назвался в честь московского района Сокольники, но его фамилия была по-моему, просто шикарная!  По рождению он Гирш Янкелевич Бриллиант).   Близко к топографии также и прозвище первого наркома иностранных дел СССР Максима Максимовича Литвинова. Литвинами на Руси называли жителей Великого княжества Литовского, а Максим Максимович родом с тех мест. Хотя настоящие его имя и фамилия - это  Меер-Генох Моисеевич Баллах.

Часть революционеров, не мудрствуя лукаво, взяли за основу времена года, месяцы или просто окружающую действительность. Например, Юлий Осипович Цедербаум стал Мартовым, а будущий дипломат и историк польского происхождения Ян Ляховецкий стал Иваном Майским.

На приеме в советском посольстве в Лондоне. Посол И. Майский в центре. 1942 год. Крайняя справа - Л. Павличенко 
Ну а самым распространенным было стремление использовать в качестве псевдонима различные имена. Не знаю, что за Зиновий встретился в жизни Евсею Гершону Радомысльскому, но в историю он вошел как Григорий Зиновьев. Или скажем один из главных «оборонцев» Александр Самойлович Пикер стал Мартыновым. А Сергей Миронович Костриков стал сначала Мироновым, а потом по случайности подписался Кировым. Наконец Владимир Александрович Овсеенко сначала стал Антонов, а потом соединил имя и псевдоним. 

Странный псевдоним имел великий притворщик и мистификатор Симон Аршакович Тер-Петросян «Камо». Сам он утверждал, что получил это странное прозвище еще в школьные годы. Вот буквально выписка из протокола его допроса: «Ещё тогда, я учился в горийском городском училище, меня товарищи в насмешку называли «Каму» за то, что я неудачно отвечал один раз по-русски, на вопрос учителя вместо «чему», я сказал «каму». Но верить ли великому мистификатору – большой вопрос.

Камо в тюрьме

Самыми интересным, на мой скромный взгляд был  псевдоним  одного из руководителей ВЧК Артура Христиановича Артузова.  Его отец был итальянец швейцарского подданства, а мать имела латышские, эстонские и шотландские корни. По рождении он получил фамилию Фраучи. Псевдоним Артузов взят или с латыни, если вспомнить древнее выражение "sudor per artus iit"  и в этом случае Артуз – это тело. Или же из церковного термина артос, чем обозначается один из видов церемониальных хлебов – так называемая всецелая просфора. При любых раскладах прозвище указывает на то, что человек это был начитанный и непростой.
 
А вот Вячеслав Скрябин взял псевдоним простой и незатейливый – Молотов. Кстати, революционера с фамилией (псевдонимом) Серпов я не обнаружил :-))))

Артузов за работой

Ну и никак не обойти в данном повествовании псевдонимы 2 главных людей нашей общей с Вами общей страны, ныне канувшей в Лету.
 
Владимир Ильич, который Ульянов  взял себе с одной стороны псевдоним понятный, а вот с другой не очень. До сих пор не утихают споры, что за Лена такая, которую он прославил в веках. Основных претенденток трое:   казанская красавица Елена Ленина, хористка Мариинского театра  Елена Зарицкая и революционерка, впоследствии личный секретарь Ленина, Елена Стасова. Хотя возможно В.И.Ульянов просто считал себя просто очень ленивым человеком.


Елена Стасова

С Иосифом Виссарионовичем Джугашвили все логичнее, ему вообще логика была присуща. Первый его партийный псевдоним Коба взят или в честь персидского царя Кобадеса, очень интересной и неоднозначной личности, или же от старославянского термина Кобать, то есть волховать, предсказывать колдовать. Соответственно Коба или могучий царь или сильный жрец.

 
А вот Сталин это вообще сверхудачно. В первых, отлично сочетается с фамилией, так как Джуга в переводе с грузинского это Железо, а во вторых показывает волю и стремления человека. Удивительно, как столь удачный псевдоним никто не использовал до будущего Вождя Народов.