Мифы шумеров о гильгамеше

Миф о Гильгамеше и Энкиде. Шумеры.


Шумеро-аккадская мифология

 Гильгамеш - строитель, искатель приключений. Создание Энкиду и его соблазнительница. Гильгамеш встречается с Энкиду: их битва, а потом дружба.
В эпосе не рассказывается ни о чудесном рождении Гильгамеша, ни о его детстве, хотя эти эпизоды обычно вставляются в эпосы о фольклорных героях. Когда начинается рассказ, Гильгамеш уже вырос и превзошел всех других людей силой, красотой и непомеренными желаниями, являющимися следствием его полубожественного происхождения. Бешеная энергия Гильгамеша утомляет его подданных, которые взывают к богам за помощью. В первом эпизоде описывается, как боги дали герою соперника, ставшего потом его другом. Это был Энкиду, "естественный человек", выросший с дикими животными, быстрый как газель. Энкиду был затем соблазнен городской проституткой и с потерей невинности он был отвергнут животными и принят людьми. 

Энкиду начинает носить одежду, есть человеческую пищу, пасти овец, охотиться на львов и волков; наконец Энкиду прибывает в великий город Урук. История Урука - это аллегория: Энкиду проходит все этапы, ведущие человечество от дикости к цивилизации. Большая дружбу между Гильгамешем и Энкиду, начавшаяся битвой в Уруке, является звеном, связывающим все эпизоды эпоса. После встречи с Гильгамешем Энкиду становится его "младшим братом", "дорогим другом". Именно Энкиду приносит весть о таинственном кедровом лесе и о его стороже-чудовище, что и составляет сюжет второго эпизода.


Царь убивает льва
В аккадском эпосе о
Гильгамеше рассказывается о его дружбе с Энкиду - диким человеком, созданным
богиней Аруру для того, чтобы он противостоял Гильгамешу и победил его.
Гильгамеш узнает о том, что в степи появился могучий муж, который защищает
животных и мешает охотиться. Первая встреча Гильгамеша и Энкиду начинается с
поединка, в котором ни тот, ни другой герой не могут одержать победы, и это
делает их друзьями. Они совершают множество подвигов, но один из них -
убийство свирепого Хумбабы - разгневало богов, и Энкиду умирает. Гильгамеш,
потрясенный смертью друга, отправляется через воды смерти на остров, где
обитает Ут-напишти - единственный человек, обретший бессмертие. Ут-Напишти
открывает герою тайну цветка вечной. Гильгамеш с трудом достает цветок, и
хотя он предупрежден, что не должен останавливаться (вариант запрета
оглядываться - А.Б.), все-таки останавливается: пока он купался, цветок
утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела.

 Это  чудовище, страж кедрового леса (в горах
Ливана), приставленый богом Энлилем.
Гильгамеш и Энкид   с помощью волшебства убивают Xумбабу, за что Энкиду (по аккадской
версии) несёт наказание: разгневанные боги посылают ему болезнь и смерть. В
шумерском сказании Xумбаба называет "гору Хуррум" своим отцом и
матерью.  Представлялся в виде многоногого и многорукого существа, а также
окружённым магическими лучами сияния. Как дух дерева мог мыслиться в виде
дерева (в шумерском сказании спутники Гильгамеша рубят деревья и одновременно
сучья-руки самого Xумбабы). Каким был этот громный Кумбаба, охранявший вершины
кедровых гор, Кумбаба вавилонского эпоса "Гильгамеш", самого древнего
в мире? Григорий Бургхарт попробовал реконструировать его ("Гильгамеш",
Висбаден, 1952г.), вот его слова:

"Энкиду секирой свалил один из кедров. "Кто вошел в лес и срубил
кедр?" — спросил его мощный голос. Тут герои увидали, что приближается
Кумбаба. У него были когти льва, тело его было покрыто твердой бронзовой
чешуей, ноги у него были, как у грифа, с такими же когтями, на лбу росли турьи
рога, хвост и орган размножения рода оканчивались змеиной головой..."

"...голос его — ураган, уст его — пламя, его дыхание несет гибель, удар
его смертелен..."


 Один из древнейших литературных памятников в истории человечества, эпос
«О Гильгамеше», написанный в Шумере около 4 тысяч лет назад, впервые
упоминает имя Лилит. Там она предстает в виде первой женщины-демона, что
жила в дупле божественного дерева. Именно Лилит – имя женщины, которая
согласно мифам и даже Библии, была создана до Евы. «Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд, позже переведенных на
Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя
Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о поисках героев секрета бессмертия. Одна
из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного
потопа, очень напоминает библейскую историю о Ноевом Ковчеге, что
позволяет предположить, что эпос был знаком даже авторам Ветхого Завета.
Также известен шумеро-космогонический эпос «Энума элиш».


 О все видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о все проницавшем:
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принес нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и смирился,
Рассказ о трудах на камне высек,
Стеною обнес Урук огражденный,
Светлый амбар Эаны священной. --
Осмотри стену, чьи венцы, как по нити,
Погляди на вал, что не знает подобья,
Прикоснись к порогам, лежащим издревле,
И вступи в Эану, жилище Иштар , --
Даже будущий царь не построит такого,--
Поднимись и пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай:
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?
Велик он более всех человеков,
На две трети он бог, на одну -- человек он,
Образ его тела на вид несравненен,
Стену Урука он возносит.
Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята,
Чье оружье в бою не имеет равных,--
Все его товарищи встают по барабану!
По спальням страшатся мужи Урука:
"Отцу Гильгамеш не оставит сына!
Днем и ночью буйствует плотью.
Часто их жалобу слыхивали боги,
Воззвали они к великой Аруру :
"Аруру, ты создала Гильгамеша,
Теперь создай ему подобье!
Когда отвагой с Гильгамешем он сравнится,
Пусть соревнуются, Урук да отдыхает".
Аруру, услышав зти речи,
Подобье Ануб создала в своем сердце
Умыла Аруру руки,
Отщипнула глины, бросила на землю,
Слепила Энкиду, создала героя.



Но кто же такой Гильгамеш? О легендарном царе Урука повествует эпос, который был начертан на двенадцати глиняных клинописных таблицах. Из него мы узнали о жизни великого Гильгамеша, о друге его Энкиду и о поисках бессмертия.

Шумер считается самой древней цивилизацией на земле. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Территориально государство располагалось в Южном Междуречье (междуречье Евфрата и Тигра на юге современного Ирака) и оказало огромное влияние на всю культуру и искусство Древнего Востока.

Некоторые из предметов, дошедшие до наших времен из царства шумерского, датируются XXVIII или XXVII в. до н.э.! То есть государство шумеров уже существовало в те века, когда большую часть земного шара населяли охотники каменного века.

К предметам, по которым удалось вычислить примерный возраст шумерских городов, относится арфа из древнего Ура, на которой изображен Гильгамеш с двумя быками.

 Но кто же такой Гильгамеш?

О легендарном царе Урука повествует эпос, который был начертан на двенадцати глиняных клинописных таблицах. Из него мы узнали о жизни великого Гильгамеша, о друге его Энкиду и о поисках бессмертия.

Да-да. Даже в те времена, когда люди жили несравнимо дольше (а по легенде Гильгамеш правил своим государством около 125 лет) они боялись смерти и искали способы, позволяющие жить вечно.

Гильгамеш, хотя и являлся сыном царя и богини, а значит, полубогом, тем не менее, был смертен. Мысль о собственной неизбежной кончине наполняла его яростью и тоской, и толкала на всяческие бесчинства. Примерно в это время Гильгамеш встречается с диким существом по имени Энкиду.

Энкиду живет в лесу у стен города, и нападает на стада, убивая и поедая овец. Жители, стремясь определить, человек это или зверь, посылают ему хлеб и вино, но странное существо отвергает их. Умный же Гильгамеш, вникнув в проблему, посылает к Энкиду самую красивую жрицу из храма.

Через некоторое время жрица возвращается и приводит в город усмиренного Энкиду. А спустя некоторое время царь Урука и дикий человек становятся друзьями. Эпос содержит немало описаний подвигов, совершенных этой неразлучной парой. Но в одной из схваток Энкиду получает серьезную рану и погибает. К Гильгамешу вновь возвращается прежний ужас неизбежной смерти.


Вы, как настоящие маги, знаете немало историй о поисках бессмертия,- сказала она наконец,- многие из них печальны. Чем же закончилась история Гильгамеша? Пусть этот вопрос станет первым в вашем домашнем задании.

А мы вернемся к искусству шумеров.

При раскопках древнего города Мари были найдены весьма интересные и необычные предметы, демонстрирующие нам самобытное искусство шумеров. Взгляните сами!



 Среди этих странных существ узнаваемы лишь совы на последней картинке. Но кто же стоит между ними?

В эпосе о Гильгамеше есть упоминание о демоне по имени Лилит, устроившей себе дом в стволе дерева хулуппу. Дерево это вырастила богиня Инанна, и Гильгамеш, разумеется, пришел на помощь богине, изгнав демона. Необходимо отметить, что в Месопотамии существовала целая группа демонов, под названием «лилу» (lilu или Lillu). Женские демоны назывались «лилиту», и изображались в виде красивых девушек с ногами ночной совы.

Однако имя Лилиту было известно и за пределами древнего шумера. Упоминания о ней содержатся в «Алфавите Бен Сиры»( VIII-X в.в. н.э), в «Книге Зоар» и на знаменитых «свитках Мертвого моря».

Именно из них мы узнаем о совершенно другой ипостаси Лилит – как первой жены Адама, созданной, как и он сам, из глины.

Непокорная и гордая Лилит с первых дней творения наотрез отказалась играть роль безмолвной и послушной помощницы Адама.

После очередной крупной ссоры, поняв, что Адам никогда не признает её равной себе, она покинула Эдемский сад.

Адам, через некоторое время заскучав по жене, пришел к Яхве и попросил вернуть её. Бог послал за Лилит ангелов, но та наотрез отказалась возвращаться в Эдем.

Тогда Бог создал Адаму новую жену, Еву, плоть от плоти его, послушную и верную спутницу. Лилит же прокляли, навеки связав её имя с демонической породой...

Впоследствии обрывки древней легенды, передаваемые из уст в уста, трансформировались в новые истории. И в этих новых легендах Лилит предстает уже как злобный демон-суккуб, охотящийся за мужчинами, вредящий беременным женщинам, и пьющий кровь у маленьких детей. По поверьям, лишь талисманы с изображениями ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа (тех, что были посланы богом вернуть Лилит в Эдем), способны защитить от злобного духа.

Трудно сказать, действительно ли гордая Лилит, озлобившись и возненавидев всё, что было связано с Эдемом, стала демоном, начав мстить потомкам супруга. Или же, оклеветанная, она поплатилась за стремление к независимости, за вызов, брошенный патриархальным устоям, которые олицетворял Адам. Пусть каждый выберет тот вариант, который больше ему по душе, потому что правду давным-давно поглотили пески истории.