Миф о Гильгамеше и Энкиде. Шумеры.
Шумеро-аккадская мифология
Гильгамеш - строитель, искатель приключений. Создание Энкиду и его соблазнительница. Гильгамеш встречается с Энкиду: их битва, а потом дружба.
В эпосе не рассказывается ни о чудесном рождении Гильгамеша, ни о его детстве, хотя эти эпизоды обычно вставляются в эпосы о фольклорных героях. Когда начинается рассказ, Гильгамеш уже вырос и превзошел всех других людей силой, красотой и непомеренными желаниями, являющимися следствием его полубожественного происхождения. Бешеная энергия Гильгамеша утомляет его подданных, которые взывают к богам за помощью. В первом эпизоде описывается, как боги дали герою соперника, ставшего потом его другом. Это был Энкиду, "естественный человек", выросший с дикими животными, быстрый как газель. Энкиду был затем соблазнен городской проституткой и с потерей невинности он был отвергнут животными и принят людьми.
Энкиду начинает носить одежду, есть человеческую пищу, пасти овец, охотиться на львов и волков; наконец Энкиду прибывает в великий город Урук. История Урука - это аллегория: Энкиду проходит все этапы, ведущие человечество от дикости к цивилизации. Большая дружбу между Гильгамешем и Энкиду, начавшаяся битвой в Уруке, является звеном, связывающим все эпизоды эпоса. После встречи с Гильгамешем Энкиду становится его "младшим братом", "дорогим другом". Именно Энкиду приносит весть о таинственном кедровом лесе и о его стороже-чудовище, что и составляет сюжет второго эпизода.
Царь убивает льва
В аккадском эпосе о
Гильгамеше рассказывается о его дружбе с Энкиду - диким человеком, созданным
богиней Аруру для того, чтобы он противостоял Гильгамешу и победил его.
Гильгамеш узнает о том, что в степи появился могучий муж, который защищает
животных и мешает охотиться. Первая встреча Гильгамеша и Энкиду начинается с
поединка, в котором ни тот, ни другой герой не могут одержать победы, и это
делает их друзьями. Они совершают множество подвигов, но один из них -
убийство свирепого Хумбабы - разгневало богов, и Энкиду умирает. Гильгамеш,
потрясенный смертью друга, отправляется через воды смерти на остров, где
обитает Ут-напишти - единственный человек, обретший бессмертие. Ут-Напишти
открывает герою тайну цветка вечной. Гильгамеш с трудом достает цветок, и
хотя он предупрежден, что не должен останавливаться (вариант запрета
оглядываться - А.Б.), все-таки останавливается: пока он купался, цветок
утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела.
Это чудовище, страж кедрового леса (в горах
Ливана), приставленый богом Энлилем.
Гильгамеш и Энкид с помощью волшебства убивают Xумбабу, за что Энкиду (по аккадской
версии) несёт наказание: разгневанные боги посылают ему болезнь и смерть. В
шумерском сказании Xумбаба называет "гору Хуррум" своим отцом и
матерью. Представлялся в виде многоногого и многорукого существа, а также
окружённым магическими лучами сияния. Как дух дерева мог мыслиться в виде
дерева (в шумерском сказании спутники Гильгамеша рубят деревья и одновременно
сучья-руки самого Xумбабы). Каким был этот громный Кумбаба, охранявший вершины
кедровых гор, Кумбаба вавилонского эпоса "Гильгамеш", самого древнего
в мире? Григорий Бургхарт попробовал реконструировать его ("Гильгамеш",
Висбаден, 1952г.), вот его слова:
"Энкиду секирой свалил один из кедров. "Кто вошел в лес и срубил
кедр?" — спросил его мощный голос. Тут герои увидали, что приближается
Кумбаба. У него были когти льва, тело его было покрыто твердой бронзовой
чешуей, ноги у него были, как у грифа, с такими же когтями, на лбу росли турьи
рога, хвост и орган размножения рода оканчивались змеиной головой..."
"...голос его — ураган, уст его — пламя, его дыхание несет гибель, удар
его смертелен..."
Один из древнейших литературных памятников в истории человечества, эпос
«О Гильгамеше», написанный в Шумере около 4 тысяч лет назад, впервые
упоминает имя Лилит. Там она предстает в виде первой женщины-демона, что
жила в дупле божественного дерева. Именно Лилит – имя женщины, которая
согласно мифам и даже Библии, была создана до Евы. «Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд, позже переведенных на
Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя
Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о поисках героев секрета бессмертия. Одна
из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного
потопа, очень напоминает библейскую историю о Ноевом Ковчеге, что
позволяет предположить, что эпос был знаком даже авторам Ветхого Завета.
Также известен шумеро-космогонический эпос «Энума элиш».
О все видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о все проницавшем:
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принес нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и смирился,
Рассказ о трудах на камне высек,
Стеною обнес Урук огражденный,
Светлый амбар Эаны священной. --
Осмотри стену, чьи венцы, как по нити,
Погляди на вал, что не знает подобья,
Прикоснись к порогам, лежащим издревле,
И вступи в Эану, жилище Иштар , --
Даже будущий царь не построит такого,--
Поднимись и пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай:
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?
Велик он более всех человеков,
На две трети он бог, на одну -- человек он,
Образ его тела на вид несравненен,
Стену Урука он возносит.
Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята,
Чье оружье в бою не имеет равных,--
Все его товарищи встают по барабану!
По спальням страшатся мужи Урука:
"Отцу Гильгамеш не оставит сына!
Днем и ночью буйствует плотью.
Часто их жалобу слыхивали боги,
Воззвали они к великой Аруру :
"Аруру, ты создала Гильгамеша,
Теперь создай ему подобье!
Когда отвагой с Гильгамешем он сравнится,
Пусть соревнуются, Урук да отдыхает".
Аруру, услышав зти речи,
Подобье Ануб создала в своем сердце
Умыла Аруру руки,
Отщипнула глины, бросила на землю,
Слепила Энкиду, создала героя.
Но кто же такой Гильгамеш? О легендарном царе Урука повествует эпос, который был начертан на двенадцати глиняных клинописных таблицах. Из него мы узнали о жизни великого Гильгамеша, о друге его Энкиду и о поисках бессмертия.
Шумер считается самой древней цивилизацией на земле. Шумерский язык, с
его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до
наших дней языков. Территориально государство располагалось в Южном
Междуречье (междуречье Евфрата и Тигра на юге современного Ирака) и
оказало огромное влияние на всю культуру и искусство Древнего Востока.
Но кто же такой Гильгамеш?
Среди этих странных существ узнаваемы лишь совы на последней картинке. Но кто же стоит между ними?
Шумеро-аккадская мифология
Гильгамеш - строитель, искатель приключений. Создание Энкиду и его соблазнительница. Гильгамеш встречается с Энкиду: их битва, а потом дружба.
В эпосе не рассказывается ни о чудесном рождении Гильгамеша, ни о его детстве, хотя эти эпизоды обычно вставляются в эпосы о фольклорных героях. Когда начинается рассказ, Гильгамеш уже вырос и превзошел всех других людей силой, красотой и непомеренными желаниями, являющимися следствием его полубожественного происхождения. Бешеная энергия Гильгамеша утомляет его подданных, которые взывают к богам за помощью. В первом эпизоде описывается, как боги дали герою соперника, ставшего потом его другом. Это был Энкиду, "естественный человек", выросший с дикими животными, быстрый как газель. Энкиду был затем соблазнен городской проституткой и с потерей невинности он был отвергнут животными и принят людьми.
Энкиду начинает носить одежду, есть человеческую пищу, пасти овец, охотиться на львов и волков; наконец Энкиду прибывает в великий город Урук. История Урука - это аллегория: Энкиду проходит все этапы, ведущие человечество от дикости к цивилизации. Большая дружбу между Гильгамешем и Энкиду, начавшаяся битвой в Уруке, является звеном, связывающим все эпизоды эпоса. После встречи с Гильгамешем Энкиду становится его "младшим братом", "дорогим другом". Именно Энкиду приносит весть о таинственном кедровом лесе и о его стороже-чудовище, что и составляет сюжет второго эпизода.
Царь убивает льва
В аккадском эпосе о
Гильгамеше рассказывается о его дружбе с Энкиду - диким человеком, созданным
богиней Аруру для того, чтобы он противостоял Гильгамешу и победил его.
Гильгамеш узнает о том, что в степи появился могучий муж, который защищает
животных и мешает охотиться. Первая встреча Гильгамеша и Энкиду начинается с
поединка, в котором ни тот, ни другой герой не могут одержать победы, и это
делает их друзьями. Они совершают множество подвигов, но один из них -
убийство свирепого Хумбабы - разгневало богов, и Энкиду умирает. Гильгамеш,
потрясенный смертью друга, отправляется через воды смерти на остров, где
обитает Ут-напишти - единственный человек, обретший бессмертие. Ут-Напишти
открывает герою тайну цветка вечной. Гильгамеш с трудом достает цветок, и
хотя он предупрежден, что не должен останавливаться (вариант запрета
оглядываться - А.Б.), все-таки останавливается: пока он купался, цветок
утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела.
Это чудовище, страж кедрового леса (в горах
Ливана), приставленый богом Энлилем.
Гильгамеш и Энкид с помощью волшебства убивают Xумбабу, за что Энкиду (по аккадской
версии) несёт наказание: разгневанные боги посылают ему болезнь и смерть. В
шумерском сказании Xумбаба называет "гору Хуррум" своим отцом и
матерью. Представлялся в виде многоногого и многорукого существа, а также
окружённым магическими лучами сияния. Как дух дерева мог мыслиться в виде
дерева (в шумерском сказании спутники Гильгамеша рубят деревья и одновременно
сучья-руки самого Xумбабы). Каким был этот громный Кумбаба, охранявший вершины
кедровых гор, Кумбаба вавилонского эпоса "Гильгамеш", самого древнего
в мире? Григорий Бургхарт попробовал реконструировать его ("Гильгамеш",
Висбаден, 1952г.), вот его слова:
"Энкиду секирой свалил один из кедров. "Кто вошел в лес и срубил
кедр?" — спросил его мощный голос. Тут герои увидали, что приближается
Кумбаба. У него были когти льва, тело его было покрыто твердой бронзовой
чешуей, ноги у него были, как у грифа, с такими же когтями, на лбу росли турьи
рога, хвост и орган размножения рода оканчивались змеиной головой..."
"...голос его — ураган, уст его — пламя, его дыхание несет гибель, удар
его смертелен..."
Один из древнейших литературных памятников в истории человечества, эпос
«О Гильгамеше», написанный в Шумере около 4 тысяч лет назад, впервые
упоминает имя Лилит. Там она предстает в виде первой женщины-демона, что
жила в дупле божественного дерева. Именно Лилит – имя женщины, которая
согласно мифам и даже Библии, была создана до Евы. «Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд, позже переведенных на
Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя
Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о поисках героев секрета бессмертия. Одна
из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного
потопа, очень напоминает библейскую историю о Ноевом Ковчеге, что
позволяет предположить, что эпос был знаком даже авторам Ветхого Завета.
Также известен шумеро-космогонический эпос «Энума элиш».
О все видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о все проницавшем:
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принес нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и смирился,
Рассказ о трудах на камне высек,
Стеною обнес Урук огражденный,
Светлый амбар Эаны священной. --
Осмотри стену, чьи венцы, как по нити,
Погляди на вал, что не знает подобья,
Прикоснись к порогам, лежащим издревле,
И вступи в Эану, жилище Иштар , --
Даже будущий царь не построит такого,--
Поднимись и пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай:
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?
Велик он более всех человеков,
На две трети он бог, на одну -- человек он,
Образ его тела на вид несравненен,
Стену Урука он возносит.
Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята,
Чье оружье в бою не имеет равных,--
Все его товарищи встают по барабану!
По спальням страшатся мужи Урука:
"Отцу Гильгамеш не оставит сына!
Днем и ночью буйствует плотью.
Часто их жалобу слыхивали боги,
Воззвали они к великой Аруру :
"Аруру, ты создала Гильгамеша,
Теперь создай ему подобье!
Когда отвагой с Гильгамешем он сравнится,
Пусть соревнуются, Урук да отдыхает".
Аруру, услышав зти речи,
Подобье Ануб создала в своем сердце
Умыла Аруру руки,
Отщипнула глины, бросила на землю,
Слепила Энкиду, создала героя.
Но кто же такой Гильгамеш? О легендарном царе Урука повествует эпос, который был начертан на двенадцати глиняных клинописных таблицах. Из него мы узнали о жизни великого Гильгамеша, о друге его Энкиду и о поисках бессмертия.