Мир Лермонтова в его рисунках и автопортретах




Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)-художник


Картины Лермонтова.

Автопортрет. 1837


Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).

  Все знают, что Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный поэт, нашедший признание еще при жизни и оказавший влияние на русскую литературу. Многие стихи Лермонтов на слуху у каждого образованного человека, и мало кто при имени Лермонтова вспоминает его картины, а между тем, по семейному преданию, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи.


Лермонтов - художник

В истории культуры известно не мало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Мастерство его поражает современного человека.

Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки,
иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Расцвет альбомной
культуры связан с повсеместным умением рисовать, и лучшие альбомные рисунки того
времени отличаются уверенным владением линией, способностью мгновенным очерком
создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем.

Однако из множества грамотно рисующих профессионалами становились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью продавать работы. Фиксируя на бумаге свои впечатления и душевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое мироощущение требовало обязательного преобразования повседневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный.

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский
цикл". Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с
драматической историей испанской революции - но в лермонтовском увлечении
присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от
испанского герцога Лермы.

Стремление к свободе - главному романтическому идеалу - молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия "Испанцы". Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", "Испанец", "Испанец с фонарем и католический монах", "Испанец в белом кружевном воротнике", портретная миниатюра Эмилии - героини "Испанцев"представляют собой зрительные парафразы трагедии.

Самое значительное в этом цикле - "Портрет герцога Лермы" (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова.


Герцог Лерма. Холст, масло. 1832—33.


Картина была написана для А. А. Лопухина. Название дано не Лермонтовым и восходит к семейному преданию о происхождении рода Лермонтова от испанского герцога Лермы (1552—1623). Картина является повторением случайно поврежденного рисунка, выполненного Лермонтовым в 1830—31 углем на оштукатуренной стене в доме Лопухиных.На стене и на полотне запечатлен образ человека, к-рого, по словам А. А. Лопухина, Лермонтов увиделво сне.


Ранние работы Лермонтова- пейзажные акварели "Белая береза" и "Парус" (последняя
предваряет знаменитое стихотворение), "Древняя рать"

За ними следуют рисунки из так называемой "юнкерской тетради", созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832-1834). Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интонация не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуальную выразительность рисунка.

Та же экспрессия - в духе Орловского - присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести A.Maрлинского "Амалат-бек".

Характерно, что в это время - по окончании юнкерской школы - Лермонтов берет уроки живописи у художника П.Е.Заболотского.

Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год - гибель Пушкина. За
знаменитым стихотворением "Смерть поэта" последовала ссылка на Кавказ - прежде
романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной
судьбы.

На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и
поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, -

"Вид Пятигорска",
"Кавказский вид с саклей" ("Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты"),
"Вид горы Крестовой",
"Вид Тифлиса",
"Окрестности селения Карагач" ("Кавказский вид с верблюдами")
и другие (все 1837- 1838).


Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март — апрель 1838.


Любая кавказская панорама Лермонтова - малый фрагмент вселенной, выразивший всю бесконечность мироздания. Несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест.

Вид Тифлиса. 1837


В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая
друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные
портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных
портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь
изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский).


А. А. Столыпин (Монгó) в костюме курда. Акварель. 1841 год.



Большое значение для лермонтовской иконографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина.

Лермонтов - боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840-1841 годах. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке "Эпизод из сражения при Валерике", раскрашенном позднее его другом, художником Г.Г.Гагариным.


Бой при Валерике. 1840-1841


Тему "бедствий войны" продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным
колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, - "При Валерике.
Похороны убитых".

Вообще рисунки и акварели Лермонтова в наибольшей мере выражают романтическую сущность его искусства. Если в картинах романтизм проявился в сюжетном строе, в ориентальных мотивах, то графика запечатлела самый темп и напряженность романтического мирочувствия, романтического переживания натуры. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное - всадников (карандаш, 1832-1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832-1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830-1832).

Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности -
трагической и гениальной.

Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук.

Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных
открытий.

Художественный календарь.
Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.


В.А.Лопухина в образе испанской монахини. 1831-32 (как вариант названия: Эмилия, героиня драмы "Испания")



 Отец Лермонтова, армейский капитан.

Рисунки на обложке "Вадима". Чернила, перо. 1832-34.



 Оседланная лошадь. Сепия. 1830-е гг.

Нападение.


Увидеть картины Лермонтова и восхититься ими можно в Пятигорске, в Домике-музее
М.Ю Лермонтова.Сюда из всех санаториев КМВ организуются несколько раз в неделю автобусные
экскурсии.