Красивые и необычные родники источники

Родник - символ чистоты, плодородия и источник самой жизни

 Древние говорили, что природа— бесконечная книга символов, написанная богом, и каждый человек способен понимать язык символов, потому что это язык души. Символ — это дверь к самому себе, к пониманию, чувствованию Жизни. Он работает не через логику, это ВСТРЕЧА. Это знак узнавания.

 Изначально символ всегда представлял собой предмет, разделенный на две части... Два человека хранили каждый одну из двух частей: хозяин и гость, одолживший деньги и должник, два паломника, двое любящих, которые разлучались на долгое время... При новой встрече они объединяли две части символа в одно целое, вновь подтверждая таким образом свою любовь, дружбу, узы гостеприимства или долга чести. Для древних греков символ всегда был знаком узнавания, благодаря ему родители могли узнать своих детей, с которыми были разлучены... Символ разлучает и вновь объединяет. Он содержит в себе одновременно две идеи: разлуки и новой встречи. Он напоминает о единстве, которое было потеряно и которое вновь может быть возобновлено”.

Символ — это язык, который связывает видимое и невидимое, Небо и Землю, священное и мирское. В нем через конечное (образ) проговаривает бесконечное (смыслы).

Родник - источник чистой воды. Он утоляет жажду,наполняя жизнью и возобновляя наши силы. Человек, обращаяст к своим истокам, восстанавливает связь с тем, что для него свято, очищает душу от сомнений и страхов.

Древнеегипетская богиня любви — небесная Хатхор — дает священную влагу жизни душам людей. Она изображена в образе дерева сикоморы.

 В Древней Греции источник, родник назывался именем своей покровительницы — нимфы. Нередко в честь нее рядом строился храм и возникал город: например, источник Каллироя в Афинах, Дирцея в Фивах.

Из недр земли, из расщелины скалы бьет прохладный родник: это — богиня, нимфа, наяда. Воздадим ей лаской за ласку, покроем навесом ее струю, высечем бассейн под ней, чтобы она могла любоваться на его зеркальной глади своим божественным обликом. Зато, если мы в минуту сомнения и душевной муки придем к ней, склоним свое ухо к ее журчанию, — и она вспомнит о нас и шепнет нам спасительный совет или слово утешения. (Ф. Ф. Зелинский «Эллинская религия»)

Источник нимфы Касталии берет свое начало на вершине священной горы Парнас, места обитания Аполлона и девяти муз. По преданиям, его воды исцеляют и даруют вдохновение. Со времен Древней Эллады и по наши дни тропа, ведущая к нему, не зарастает.

На Руси к родниковой воде — истинно святое отношение. Маленькие светлые ключики, пульсирующие из глубины земли, кровь планеты, питают все великие реки. И совсем не случайно слова «род», «родной», «Родина» и «родник» имеют общий корень, символизируя связь людей с теми местами, где их корни, где исток их рода.

Поклонение священным источникам и колодцам на Руси соединялось с культом святой Параскевы Пятницы, которая считалась покровительницей водной стихии.
Древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы. В общем смысле вода - эмблема всех жидкостей в материальном мире и принципов их циркуляции "(крови, сока растений, семени), растворения, смешения, сцепления, рождения и возрождения. "Ригведа" возносит похвалу воде как носителю всего сущего. Считалось, что чистая вода, особенно роса, родниковая и дождевая вода имеют целебные свойства и являются формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса).

Почтительное отношение к свежей воде как очищающему элементу особенно свойственно религиозным традициям стран, где запасы воды были скудны. Это демонстрируют иудейские, христианские и индийские ритуалы очищения или крещения. Крещение соединяет в себе очищающие, растворяющие и плодородные свойства воды: смывание греха, растворение старой жизни и рождение новой. Мифы о Потопе, в которых уничтожается погрязшее в грехах человечество, - пример символизма очищения и возрождения.

Вода могла быть метафорой духовной пищи и спасения, как, например, в Евангелии от Иоанна (4:14), где Христос говорит самаритянке: "А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек". Райский источник, вытекающий из-под Древа Жизни, - символ спасения.
 
Воду также сравнивали с мудростью; так, в даосизме образ воды, которая находит путь в обход препятствий, - символ триумфа видимой слабости над силой. В психологии она представляет энергию бессознательного и его таинственные глубины и опасности. Неутомимая вода - буддийский символ бурного потока бытия. С другой стороны, прозрачность спокойной воды символизирует созерцательное восприятие. В легендах и фольклоре озера - двусторонние зеркала, разделяющие естественный и сверхъестественный миры. Божества озер и источников, традиционно юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, часто умиротворялись дарами - отсюда происходит обычай бросать монеты в фонтаны и загадывать при этом желание. Символизм воды как переходного состояния объясняет большое количество мифов, в которых реки или моря разделяют миры живых и мертвых. Многие божества были рождены в воде или могли ходить по воде. В суевериях символизм очищающей власти воды был настолько силен, что считалось, что она отталкивает зло. Отсюда обычай выявлять ведьм, бросая подозреваемых женщин в водоемы, чтобы посмотреть, всплывут они или нет.

Символизм воды: женщины, купающиеся в фонтане в Саду Юности (с итальянского рисунка XV в.)

Баллада о роднике

Как человек, рождается родник,
Его рожденье также велико.
И так же звонок его первый крик,
И также бьется сердце у него.
Он юн и дерзок, пробивая путь,
Он добр и щедр к любому на пути
В его душе не зародилась муть
И он спешит вперед, спешит расти.
И вот уже не слабый ручеек,
Дугою выгнув грудь, не отразим,
Он превратился в бешеный поток,
Широк в плечах и кто сравнится с ним.
Сбивая все, что на пути встречал,
За пазухой катая валуны,
Он не заметил, как мутнее стал
И тусклым стал ночной отсвет луны-
Устал.
Не близок пройден путь,
Он, шамкая, облизывает плесы,
Лениво тащит скопленную муть
И грязной пеной брызжет на утесы.
И рад бы встать, под теплой тиной спать,
В болотной прели тихо отогреться,
Но не дает ему болотом стать
Его истоков бьющееся сердце-
Разрушь ту связь,
Убей в себе родник,
И жизнь твоя болотом станет вмиг.(Владимир Широков)

Родник — этот символ ассоциируется с жизненной силой и духовностью. В древности родник наделяли волшебной силой и поклонялись ему, как божеству. Во многих сказках говорящий родник помогал усталым путникам найти дорогу.

В сновидениях это символ — может означать и прекрасное будущее, и духовную жажду.

Сон, в котором вы увидели в пустыне родник — свидетельствует о вашем душевном одиночестве и жаждой общения с достойным человеком.

Если во сне вы пьете чистую, прохладную воду из родника — это значит, что наяву вас ожидает нечто радостное и необычное.

Увидеть во сне родник с мутной водой — к болезни.

Если во сне вы пытаетесь отыскать родник — это свидетельствует о вашей предприимчивости и умению принимать неординарные решения.

Сон, в котором вы увидели заваленный камнями родник — предрекает, что на пути к счастью вас ждут серьезные жизненные препятствия.

Увидеть в струях родника свое отражение — к выздоровлению от тяжелых, хронических заболеваний.

Если во сне вы купаетесь в роднике — это означает, что перед вами открываются новые жизненные перспективы.

Вы обрадовались, увидев родник с прохладной и вкусной водой, но вдруг на ваших глазах родник становится сухим — этот сон сулит вам полный финансовый крах, причиной которого станет ваша расточительность.

Крымская легенда «Родник Святославы"

У самого синего моря, на краю крымской земли, стоит древняя Феодосия.

С востока город омывают морские волны, с юга тянется гряда холмов. А на западе высится гора, у подножия которой журчит источник. К концу дня уходит за гору на отдых солнце. Утром, закончив ночной дозор, опускается за ее вершину луна.


Веками люди видели эту гору, но никто никогда не замечал, чтобы на ней росло что-нибудь живое. Даже злой репейник никогда не появляется на мертвой ее вершине.

Называют старые люди эту гору Лысой и рассказывают о ней удивительную легенду.

Давным-давно, когда солнечная Таврия стонала под игом поработителей, а древняя Феодосия — Кафа была центром работорговли, жил здесь богатый и знатный хан Ахмед-Назы.

В безумствах, в разгуле пролетела молодость. В походы он больше не ходил, пил ароматные вина, ел вкусные яства и утешался прекрасными пленницами.

Много у Ахмед-Назы было прекрасных пленниц, но любил он больше всех Святославу — девушку из Руси. Гордая была Святослава, смелая, как орлица. А как пела! Как играла на гуслях! Заслушаешься! Приведут красавицу к Ахмеду, посветлеет угрюмое лицо старика. Похаживает вокруг, поглядывает на стройный стан, на косы длинные золотистые, а подойти не смеет: взглядом останавливала.

Поднимет Святослава ясные синие очи, взглянет на хана, усмехнется презрительно — и упадет сердце старика. Словно не она, а он был ее невольником.

Любили Святославушку и невольницы — за смелый и веселый нрав, за доброе сердце, за поддержку душевную. Если бы не она, изныли бы в тоске, измучились.

Позвали однажды Святославу играть для хана на гуслях. Запели, заплакали струны под тонкими пальцами. Лежит Ахмед на шелковых подушках, любуется красой девичьей — нежится. Нежился-нежился и заснул. Только этого и ждала смелая девушка. Давно созрел дерзкий план, давно подготовила Святослава пленниц к побегу: выследила, где хранятся ключи и как быстрее беглецам скрыться можно.

Спит хан, похрапывает, а девушка вытащила ключи из шкатулки, открыла потайную дверь и вывела невольниц прямо в степь:

— Бегите, милые, а я закрою дверь, чтобы задержать погоню.

Как птички, выпорхнули невольницы на свободу и скрылись в темноте ночи. А Святославушка осталась дверь закрывать.

Услыхали стражники шум, схватили девушку и притащили к хану. Позеленели, стали холодными, как у змеи, глаза старого деспота. Пятнами покрылись дряблые щеки:

— За вероломство я могу сжечь тебя заживо! Могу повесить, утопить! Все могу! Но я могу и помиловать, все в моей власти! Подумай хорошо, но знай: только одной ценой можешь искупить вину свою!

Знала Святославушка цену эту позорную, взглянула на хана презрительно и еще выше подняла гордую голову.

— Не покоришься? — вскричал Ахмед в ярости. — Заточу в подземелье! Иссушу тебя в неволе!

И посадили девушку в подземелье, словно заживо похоронили. Долго томилась она в каменной гробнице, так долго, что и сама не помнит сколько. Единственной радостью было для узницы видеть через крошечное оконце, сквозь железную решетку кусочек крымского неба да слышать в тихую погоду, как журчит маленький родничок, пробивающийся из земли у склепа.

Святослава разговаривала с родничком, как с другом. Пела ему о своей далекой родине, рассказывала о любимой матушке, о братьях, о молоденьком тополечке, что рос в их саду, под окном ее светлицы. А родничок слушал, журчал ей в ответ о чем-то и размывал каменную стену, чтобы пробиться в склеп к узнице.

Три раза приходил человек от хана и спрашивал: «Покоришься?» И три раза девушка говорила: «Нет!»

На четвертый раз Ахмед пришел сам. Тяжело открылась ржавая железная дверь, пахнуло гнилой сыростью из подземелья. В полосе упавшего сверху света стояла не прежняя красавица — стройная, румяная, а какая-то тень, похожая на привидение.

Увидев ее, хан вздрогнул и отшатнулся в ужасе.

— Вот что бывает с непокорными! — сказал он. — Теперь ты уже никому не нужна. Разве что смерть возьмет тебя…

«Знать, страшна я стала», — подумала Святослава, когда хан удалился. И зарыдала.

И тут, просочившись сквозь стену, упали на землю рядом с узницей первые чистые, крупные капли родниковой воды и зазвенели:

— Не плачь, гордая девушка, не горюй, я помогу тебе! Испей воды из родника, умойся ею — и к тебе вернется сила и красота прежняя…

Не успела девушка испить несколько глотков, умыться волшебной водицей, как почувствовала в себе силу русскую, волю несгибаемую, красоту сказочную.

Через день пришли в склеп ханские слуги, увидели Святославу и глазам своим не поверили. Что за чудо! Что за красавица вышла из-под земли! Румяная, свежая, как заря алая.

Рассказали хану о волшебном роднике. Прибежал он, стал пить воду ту со страшной жадностью.

— Пей-пей, деспот, я окажу тебе услугу, — журчал родничок.

Пил Ахмед воду, пил, пока не превратился в большую гору. Так и стоит с тех пор Лысая гора, огромная, некрасивая, и ничего не растет на ней. И нет от нее ни пользы, ни радости человеку.

Зато о чудесном родничке идет добрая слава. Со всех концов земли едут люди в наш древний и помолодевший город, чтобы набраться здоровья, попить чистой, искристой, как шампанское, минеральной водицы, покупаться в прохладных волнах синего моря.