Что такое триз в детском саду


 

"Мы должны учить детей жить в мире, о котором ничего не знаем, решать проблемы, с которыми никто никогда прежде не сталкивался".
/Н.Н. Хоменко/

В этой публикации речь пойдет о ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), применении ТРИЗ - педагогики для формирования  системного творческого мышления у детей, будет представлен обзор  интернет - ресурсов и методической литературы по ТРИЗ и РТВ (развитию творческого воображения), которую можно использовать как для самообразования педагогов, так и в работе с детьми дошкольного возраста. Также эта информация может оказаться полезной родителям, которые хотят, чтобы их дети научились мыслить творчески, видеть проблемы и успешно их решать. 

 ТРИЗ - что это такое? 

Главная проблема нашего мышления, когда дело касается решения каких - либо противоречий,  сложных задач, - это инерция. Французский психолог, педагог, член Французской академии Теодюль Рибо в начале 20 века  провел исследования на предмет зависимости творческого мышления (ось У)  от возраста человека (ось Х). Выяснилось, что в начале 20 века пик творческого воображения приходился на 13-14 лет (в то время - окончание ремесленного училища или гимназии, и т.д.)
 

 
Точно такие исследования были проведены в России в начале 21 века (синяя кривая), здесь мы уже замечаем, что пик ТВ снизился и сдвинулся на 10-12 лет,  далее идет резкий спад, в 22-25 лет ТВ=0, и переходит в минусовые значения (активное неприятие нового). Это люди, которые сами ничего не хотят решать, за них решают родители, начальство и т.п., этакие "вечные малыши". Тревожная тенденция, не только потому, что в целом снизился творческий потенциал нашего общества, но еще и потому, что все это ведет к социальным проблемам:  безинициативность, инерционность мышления  в постоянно меняющемся мире приводит либо к депрессии, либо еще хуже - к агрессии или болезням (В.П. Казначеев и др. "Ноосфорная экология и экономика человека") - веский аргумент в пользу развития творческого воображения!

Как правило, при решении задач ("задачи"- в широком смысле) используется  метод проб и ошибок (МПиО), это приводит к тому, что человек подсознательно стремиться использовать те методы, которые когда - то хорошо сработали, но как правило, "вектор инерции" направлен совершенно в сторону от хорошего, "идеального решения". 

Где же выход?

- В развитии умения видеть мир "свежим" взглядом, замечать проблемы (несовершенства) и правильно их формулировать; 

- в развитии желания решать проблемы (задачи);

- развитии творческого воображения с детского возраста;

- в овладении инструментами ТРИЗ, которые дают алгоритм решения задач практически в любой области человеческой деятельности.

 ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) - область знаний, которая позволяет творчески, продуктивно решать проблемы, совершенствовать технические (и не только технические) системы.
Автор ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер.

"Современная Теория Решения Изобретательских Задач включает:
-  Механизмы планомерного преобразования размытой, проблемной ситуации в четкий образ будущего решения.
- Механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений.
-  Обширный информационный фонд - концентрированный опыт решения проблем". /Н. Хоменко/

Если говорить очень обобщенно, ТРИЗ призывает начинать решение любой технической проблемы с конца - с представления идеального конечного результата (Но и решение НЕтехнических задач также требует представления четкой цели - к чему мы хотим прийти).
Далее - построить "девятиэкранную схему талантливого мышления" (или по другому - " системный оператор") в которой рассматриваемая техническая система рассматривается в совокупности - "прошлое - будущее", "надсистема - подсистема". Первые 2 колонки выявят тенденцию развития системы, что поможет двигаться в правильном, реалистичном направлении решения задачи.
 
Затем выявляются противоречия - что мешает Системе перейти к нашему идеальному конечному результату (ИКР), используется матрица Альтшуллера (таблица, в которой уже представлены возможные приемы разрешения технических противоречий). Примеры методов разрешения противоречий: сделать наоборот, обратить вред в пользу, сделать заранее, прием дробления - объединения и т.д. и т.п. (Г.С. Альтшуллер предлагает 40 вариантов. Для интересующихся - можно посмотреть подробно Решение задач с использованием приемов разрешения Технических Противоречий)
 
В разрешении противоречий помогает "вепольный анализ" (учет, что любая система состоит из вещества и находится в каком - либо поле - световое, тепловое, элетрическое, магнитное, информационное, психологическое, "запаховое" и т.п.)
 
Более подробную справку об истории создания, развития и распространения ТРИЗ читаем в статье ТРИЗ - мастера Николая Хоменко "

Николай Николаевич являлся учеником и последователем автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера и внес значительный вклад в развитие ТРИЗ, занимался разработкой Общей Теории Сильного Мышления - ОТСМ-ТРИЗ.
Являлся основателем и руководителем образовательного проекта "Джонатан Ливингстон".
"Результаты, полученные участниками проекта Джонатан Ливингстон в 2003 г., вызвали серьезный интерес в таких странах как Япония, Корея, Канада, США, Франция. Проект посвящен гармоничной интеграции ОТСМ-ТРИЗ подходов в систему непрерывного творческого образования с постепенной реорганизацией всей системы образования - начиная с двухлетнего возраста до аспирантов и профессионалов разных возрастов и специальностей". 
Основная идея проекта актуальна и сегодня:
 
"Мы должны учить жить в мире, о котором ничего не знаем, решать проблемы, с которыми никто никогда прежде не сталкивался".
Можно с уверенностью предположить, что в обозримом будущем эта парадигма будет определять развитие системы образования.
Система образования, отвечая новым требованиям жизни, должна формировать умение выявлять и эффективно решать проблемы. Это умение необходимо всем участникам образовательного процесса: учащимся (взрослым и детям) работникам образования, родителям. Оно необходимо всем членам общества, потому что каждый человек в течение всей жизни решает проблемы разного рода и уровня"./Н.Н. Хоменко/

Но для такого подхода в образовании нужен подготовленный педагог (родитель), а в идеале - тандем педагог + родители.