"Мы должны учить детей жить в мире, о котором ничего не знаем, решать проблемы, с которыми никто никогда прежде не сталкивался".
/Н.Н. Хоменко/
В этой публикации речь пойдет о ТРИЗ
(теории решения изобретательских задач), применении ТРИЗ - педагогики
для формирования системного творческого мышления у детей, будет
представлен обзор интернет - ресурсов и методической литературы по ТРИЗ
и РТВ (развитию творческого воображения), которую можно использовать
как для самообразования педагогов, так и в работе с детьми дошкольного
возраста. Также эта информация может оказаться полезной родителям,
которые хотят, чтобы их дети научились мыслить творчески, видеть
проблемы и успешно их решать.
ТРИЗ - что это такое?
Главная проблема нашего мышления,
когда дело касается решения каких - либо противоречий, сложных задач, -
это инерция. Французский психолог, педагог, член Французской академии
Теодюль Рибо в начале 20 века провел исследования на предмет
зависимости творческого мышления (ось У) от возраста человека (ось Х).
Выяснилось, что в начале 20 века пик творческого воображения приходился
на 13-14 лет (в то время - окончание ремесленного училища или гимназии, и
т.д.)
Точно такие исследования были проведены в России в начале 21 века (синяя кривая), здесь мы уже замечаем, что пик ТВ снизился и сдвинулся на 10-12 лет, далее идет резкий спад, в 22-25 лет ТВ=0, и переходит в минусовые значения (активное неприятие нового). Это люди, которые сами ничего не хотят решать, за них решают родители, начальство и т.п., этакие "вечные малыши". Тревожная тенденция, не только потому, что в целом снизился творческий потенциал нашего общества, но еще и потому, что все это ведет к социальным проблемам: безинициативность, инерционность мышления в постоянно меняющемся мире приводит либо к депрессии, либо еще хуже - к агрессии или болезням (В.П. Казначеев и др. "Ноосфорная экология и экономика человека") - веский аргумент в пользу развития творческого воображения!
Как правило, при решении задач ("задачи"- в широком смысле)
используется метод проб и ошибок (МПиО), это приводит к тому, что
человек подсознательно стремиться использовать те методы, которые когда -
то хорошо сработали, но как правило, "вектор инерции" направлен
совершенно в сторону от хорошего, "идеального решения".
Где же выход?
- В развитии умения видеть мир "свежим" взглядом, замечать проблемы (несовершенства) и правильно их формулировать;
- в развитии желания решать проблемы (задачи);
- развитии творческого воображения с детского возраста;
- в овладении инструментами ТРИЗ, которые дают алгоритм решения задач практически в любой области человеческой деятельности.
ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) - область знаний, которая позволяет творчески, продуктивно решать проблемы, совершенствовать технические (и не только технические) системы.
Автор ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер.
"Современная Теория Решения Изобретательских Задач включает:
- Механизмы планомерного преобразования размытой, проблемной ситуации в четкий образ будущего решения.
- Механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений.
- Обширный информационный фонд - концентрированный опыт решения проблем". /Н. Хоменко/
Далее - построить "девятиэкранную схему талантливого мышления" (или по другому - " системный оператор") в которой рассматриваемая техническая система рассматривается в совокупности - "прошлое - будущее", "надсистема - подсистема". Первые 2 колонки выявят тенденцию развития системы, что поможет двигаться в правильном, реалистичном направлении решения задачи.
Затем выявляются противоречия - что мешает Системе перейти к нашему
идеальному конечному результату (ИКР), используется матрица Альтшуллера
(таблица, в которой уже представлены возможные приемы разрешения
технических противоречий). Примеры методов разрешения противоречий:
сделать наоборот, обратить вред в пользу, сделать заранее, прием
дробления - объединения и т.д. и т.п. (Г.С. Альтшуллер предлагает 40
вариантов. Для интересующихся - можно посмотреть подробно Решение задач с
использованием приемов разрешения Технических Противоречий)
В разрешении противоречий помогает "вепольный анализ" (учет, что любая
система состоит из вещества и находится в каком - либо поле - световое,
тепловое, элетрическое, магнитное, информационное, психологическое,
"запаховое" и т.п.)
Более подробную справку об истории создания, развития и распространения ТРИЗ читаем в статье ТРИЗ - мастера Николая Хоменко "
Николай Николаевич являлся учеником и последователем автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера и внес значительный вклад в развитие ТРИЗ, занимался разработкой Общей Теории Сильного Мышления - ОТСМ-ТРИЗ.
Являлся основателем и руководителем образовательного проекта "Джонатан Ливингстон".
"Результаты, полученные участниками проекта Джонатан Ливингстон в 2003 г., вызвали серьезный интерес в таких странах как Япония, Корея, Канада, США, Франция. Проект посвящен гармоничной интеграции ОТСМ-ТРИЗ подходов в систему непрерывного творческого образования с постепенной реорганизацией всей системы образования - начиная с двухлетнего возраста до аспирантов и профессионалов разных возрастов и специальностей".
Основная идея проекта актуальна и сегодня:
Николай Николаевич являлся учеником и последователем автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера и внес значительный вклад в развитие ТРИЗ, занимался разработкой Общей Теории Сильного Мышления - ОТСМ-ТРИЗ.
Являлся основателем и руководителем образовательного проекта "Джонатан Ливингстон".
"Результаты, полученные участниками проекта Джонатан Ливингстон в 2003 г., вызвали серьезный интерес в таких странах как Япония, Корея, Канада, США, Франция. Проект посвящен гармоничной интеграции ОТСМ-ТРИЗ подходов в систему непрерывного творческого образования с постепенной реорганизацией всей системы образования - начиная с двухлетнего возраста до аспирантов и профессионалов разных возрастов и специальностей".
Основная идея проекта актуальна и сегодня:
"Мы должны учить жить в мире, о котором ничего не знаем, решать проблемы, с которыми никто никогда прежде не сталкивался".
Можно с уверенностью предположить, что в обозримом будущем эта парадигма будет определять развитие системы образования.
Система образования, отвечая новым требованиям жизни, должна формировать умение выявлять и эффективно решать проблемы. Это умение необходимо всем участникам образовательного процесса: учащимся (взрослым и детям) работникам образования, родителям. Оно необходимо всем членам общества, потому что каждый человек в течение всей жизни решает проблемы разного рода и уровня"./Н.Н. Хоменко/
Но для такого подхода в образовании нужен подготовленный педагог (родитель), а в идеале - тандем педагог + родители.
Можно с уверенностью предположить, что в обозримом будущем эта парадигма будет определять развитие системы образования.
Система образования, отвечая новым требованиям жизни, должна формировать умение выявлять и эффективно решать проблемы. Это умение необходимо всем участникам образовательного процесса: учащимся (взрослым и детям) работникам образования, родителям. Оно необходимо всем членам общества, потому что каждый человек в течение всей жизни решает проблемы разного рода и уровня"./Н.Н. Хоменко/
Но для такого подхода в образовании нужен подготовленный педагог (родитель), а в идеале - тандем педагог + родители.