Животные в Великой Отечественной Войне


 

Животные герои Великой Отечественной войны

Приближается юбилейная дата - 70 летие Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Тяжкое бремя войны наравне с людьми вынесли и наши "братья меньшие" - животные. Как животные помогали людям, служили им во время войны будет интересно и полезно узнать дошкольникам. В этом сообщении я собрала различные сведения на эту тему из разных источников и адаптировала их для старших дошкольников.

КОШКИ
Страшной и героической, как и для людей, оказалась для кошек Великая отечественная война. Благодаря своей поразительной чувствительности и интуиции, кошки бесчисленное количество раз спасали жизни людей.

 В числе легенд военного времени есть и история про рыжего кота-«слухача», поселившегося при зенитной батарее под Ленинградом и точно предсказывавшего налёты вражеской авиации. Причём, как гласит история, на приближение советских самолетов животное не реагировало. Командование батареей ценило кота за его уникальный дар, поставило на довольствие и даже выделило одного солдата за ним присматривать.

Кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки и, проявляя беспокойство, предупреждали об этом своих хозяев. Но не только благодаря своей чувствительности надвигающейся опасности кошки спасали людей, очень часто им приходилось это делать ценой собственной жизни.
Так, например, известно, что в блокадном Ленинграде, кошки приносили всю свою добычу хозяевам, а сами погибали от голода. Своими маленькими тельцами кошки в Великую отечественную войну согревали замерзающих детей, замерзая при этом сами. А когда закончились все запасы еды, то едой для людей становились их кошки.
А после прорыва блокады Ленинграда первым делом наряду с продуктами питания в город завезли груз, имеющий стратегическое назначение - четыре вагона дымчатых кошек, так как именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. Те, кто пережил блокаду, рассказывали, что за кошками выстраивались огромные очереди, настолько велика была их потребность в городе, оккупированном совершенно обнаглевшими крысами.
Многие сибирские города участвовали в мобилизации кошек для Ленинграда, погибающего от нашествия крыс. Сибирские питомцы защитили не только жителей Ленинграда и бесценные запасы продовольствия от крыс, но и взяли под свой контроль хранилища Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев, которые имели огромную историческую ценность не только для жителей Ленинграда, но  и для всей страны.

Только в Тюмени собрали более 250 кошек, чтобы помочь после блокадному Ленинграду, добровольцы сами приносили своих питомцев на сборный пункт, внося свой вклад на борьбу с полчищами крыс. В общей сложности в Ленинград было завезено более 5 тысяч пушистых питомцев из Омска, Тюмени, Иркутска и других городов, которые с честью справились с поставленной перед ними задачей. А с тех пор в Ленинграде не осталось местных кошек, все они имеют сибирские корни.

Кошки в Великую отечественную войну спасшие наибольшее количество человеческих жизней, были удостоены специальной награды. Специально для них была учреждена медаль «Мы тоже служим Родине», которая считается самой почетной в зверином мире. Правда, кошачьих жизней она, к сожалению, не возвращала…

А в Тюмени в 2008 году в память о кошках спасших послеблокадный Ленинград от крыс, был открыт «Сквер Сибирских кошек».

Двенадцать скульптур кошек и котят, вылитых из чугуна и покрытых специальной золотистой краской подтверждают высказывание – «Никто не забыт, ничто не забыто»…

СОБАКИ

Во время Войны четвероногие друзья внесли свой важный вклад в общую Победу. Будучи верным другом человеку, собаки выполняли самые разные поручения. 
Собаки забирали с линии огня раненных (около 700 тысяч раненых было спасено собаками за время войны) и доставляли на поле боя боеприпасы. 

Через самое пекло собаки-связисты доставали важные поручения (за годы войны ими было предано более 120 тысяч подобных поручений). 
В лесах и болотах собаки отыскивали наших раненных солдат и приводили к ним медиков.
С помощью четвероногих было разминировано 303 крупных города и населённых пункта, среди которых – Псков, Смоленск, Брянск, Львов, Минск, Киев, Сталинград, Одесса, Харьков, Воронеж, Варшава, Вена, Будапешт, Берлин, Прага, а также 18394 здания и обнаружено свыше четырёх миллионов мин. 
Собаки наносили и прямой удар по врагу. Собаки-истребители танков – это не самая приятная собачья профессия, появившаяся в период войны. Этих собак дрессировали и готовили к одному-единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков. 
Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки. Перед заданием на них одевали специальные мешки с минам. И как только собака оказывалась под бронетехникой, мина взрывалась. 
Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков. Причиной прекращения использования собак подобным способом стал тот факт, что такие собаки стали бросаться под гусеницы не только немецких, но и советских танков. 
 
ЛОШАДИ

Несмотря на то, что Вторую Мировую называют войной моторов, лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. В Советской Армии численность лошадей во время войны составляла около 2 миллионов
В войну лошадей применяли как транспорт, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. 
Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу. 
Несмотря на то, что лошадь не могла преодолеть больше 100км за сутки, но она могла пройти там, где не проедет никакая техника, и причем сделать это незаметно. Поэтому часто лошадей использовали для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. 

Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге».
В свою очередь люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжело раненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления. 

Точных данных о том, сколько лошадок погибло за войну нет. Но считается, что во Время Великой Отечественной Войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней.
 
ОЛЕНИ
 

 
 
Об участии оленей в Великой Отечественной войне я узнала из блога Ирины Коткиной "ЧУМотека". Пройдя по ссылке, вы сможете почитать статью "В бой идет оленная армия".
Я приведу выдержки из статьи в форме, понятной детям.
Старшие дошкольники уже имеют представление о карте и глобусе, поэтому сначала целесообразно рассказать и показать  детям, где находится Ненецкий автономный округ и о некоторых его природных особенностях (эту информацию можно почерпнуть в блоге ЧУМотека). Беседу сопровождать показом фотографий. Примерная беседа с  детьми может быть такой.
Из Ненецкого округа на  фронт было отправлено 6 тысяч оленей в сопровождении нескольких сот оленеводов.
 
В грузовую нарту запрягали 3 быка(ездовых оленя), в легковую - 4-5. Сколько груза можно положить на  одну нарту зависело от силы оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута и от того, как быстро нужно было двигаться.
В ноябре-декабре на нарту можно было погрузить до 300 кг груза, в январе-феврале - не более 200 кг, а весной - лишь 100 кг. 
На грузовой нарте можно было перевезти, для примера, 5000 винтовочных патронов, или 10000 автоматных. 
Упряжка могла утянуть полторы сотни "лимонок (гранаты)" или три десятка мин, или четыре ящика 45-мм снарядов.
По оленьей дороге (ворге) аргиши за сутки способны преодолеть 35-40 километров со средней скоростью 5-6 км/час. При быстром марше оленьи упряжки могли пройти до 80 км в сутки, но такие походы совершались лишь в исключительных случаях, животные после этого нуждались в длительном отдыхе и подкормке. 
Важнейшей задачей оленных частей являлось спасение раненых, доставка их с поля боя  
 в полковой медицинский пункт. Да, раненым было тряско, больно, неудобно, но другого транспорта на Севере тогда просто не было.
Слово солдата (Андриан Семенович Дуркин)
"С передовой раненых вывозили на оленях по гористым, каменистым местностям Кольского полуострова. Их привязывали к нартам с тем, чтобы по дороге не потерять, т.к. с высоты олени гонят во всю прыть, а то и галопом. Санки накатываются и могут подсаночных помять, хотя к аргишу(обозу) за последние санки привязан олень (называется тормозной), он не даёт накатываться на оленей. Как-то с одной высоты подо мной опрокинулись санки вверх полозьями. Олени во всю прыть мчатся под гору, не сразу остановишь аргиш. Вот тут до тошноты было больно. Еле привезли меня в мурманский госпиталь"
Всего оленные транспорты вывезли (и таким образом спасли жизнь) с линии фронта и из глубокого тыла противника 10142 раненых солдата - полноценную дивизию Красной Армии.
 
Не менее важной для оленно-транспортных частей считалась задача доставки грузов в отдаленные гарнизоны, пограничные заставы, на аэродромы. 
 Слово солдата (С.П. Шерстобитов, командир взвода, в котором служили наши земляки):
"Однажды ранней зимой через водохранилище переправлялся санный поезд с грузом, в котором было задействовано до 300 оленей. Примерно в середине водохранилища поезд догнало  стадо около 500 оленей. И лед не выдержал. Сержант П.Л. Хатанзейский не растерялся, уверенным голосом ободрял попавших в беду солдат: -Олени не тонут, они держат сани! Стойте на санях! Гоните оленей вперед! Только вперед!" Молодые солдаты из бывших оленеводов крепко стояли на санях, проворно работали хореями. Олени пробивались к прочному льду, выпрыгивали на него и вытягивали сани. Люди не пострадали, и груз был спасен".
 

 Оленные батальоны перевезли к переднему краю 17 тысяч тонн боеприпасов, 8 тысяч бойцов. 

В условиях бездорожья оленей широко использовали для связи. Однажды рекорд по доставке срочного пакета поставил сержант Николай Николаевич Ледков. У хорошего оленевода компас в голове, поэтому даже без дорог он безошибочно, как самолет, доставлял срочную почту в части.
Слово солдата (Сержант Николай Ледков):
"Как-то в конце декабря (1942 г.) вызвал меня в штаб полковник Тульчинский. Показывает на карте расположение штаба дивизии. Срочный пакет надо доставить туда, говорит. Сильные снегопады, все дороги перемело, машина не пройдёт. Я руку под козырек. Вышел из штаба и думаю: как доставить? По дороге километров шестьдесят будет, не успеть к сроку. Когда полковник показывал место расположения штаба, я заметил в этом направлении цепь озёр с небольшими перемычками. Если по озёрам - километров тридцать пять. Принимаю решение прямо ехать. Погода отвратительная, видимости нет, сверху снег валит. Правда, ветер не встречный, а справа в спину дует. Зато упряжка была хорошая! Когда по озерам ехал, казалось, будто лечу в темноте, полозья не по снегу, по воздуху скользят. А хочется еще быстрее! Гоню, гоню оленей!... Недалеко от штаба на дорогу выехал. И сразу - часовой. Пакет, говорю, генералу. Караульный офицер в штаб меня ведёт.... Генерал сесть предложил, конверт распечатал. На нем число, время вручения написал и мне протянул. Руку пожал, "спасибо" сказал. Обратно можно было не очень спешить: олени устали. Полковник Тульчинский посмотрел на конверт. Получилось, что я за полчаса пакет доставил. Удивился:
- Как сумел? Или на самолете летал? Ну, молодец!...".
Главным врагом оленных транспортов стали немецкие истребители и штурмовики, которые буквально охотились за рогатыми красавцами и их лихими наездниками. Наши оленеводы вспоминают о злорадных улыбках экспертов Люфтваффе, из пушек и пулеметов расстреливавших беззащитных оленей.
 
Гибель вожаков упряжек оленеводы воспринимали особенно остро, ведь этих животных они воспитывали по нескольку лет, любили и баловали их. А олени любили своих хозяев.
Слово солдата (Ездовой Иван Белугин):
"Один олень-нянько так привязался ко мне, что постоянно ходил по пятам. А на войне, как оказалось, это очень опасное соседство. Не раз преданный друг мог стать причиной гибели оленевода. Например, посылают солдата на боевой наблюдательный пост, и чтобы враг не заметил, оленевод надевает белый маскхалат и отправляется на задание. Вдруг рядом с ним появляется олень, ходит ничего не знающий о войне и фрицах олень-солдат рядом с дозорным, тыкается носом в плечо, будто говорит: "Чего это ты по земле ползаешь, поднимайся". Фашисты в Хибинских скалах тут же замечают оленя-лазутчика, начинают обстрел. Как тогда фронтовые товарищи остались живы, одному Богу ведомо! Что здесь скажешь, не приучено животное к военной дисциплине".
 
Только с 1943 года, когда фашисты активизировались на Карельском фронте, оленьи упряжки тоже стали маскировать: одевали в белые попоны.  В таком виде олени возили по тундре снаряды и раненых. Это были великие труженики.
Награждали бойцов-оленеводов чрезвычайно скупо. Из более чем сотни солдат оленных транспортов, жителей Ненецкого автономного округа, два десятка могли похвастаться, придя с фронта, солдатскими боевыми медалями. Лишь двое командиров отделений были награждены самым почетным солдатским орденом Красной Звезды - сержант Ефим Иванович Канев и старшина Амос Петрович Выучейский. Единственным из солдат-ездовых, кто отмечен почетнейшим орденом Славы III степени, оказался сержант Семен Иванович Семяшкин, всю войну не расстававшийся с талисманами - подушкой и ложкой маленькой дочери. Все остальные бойцы снежной кавалерии могли гордиться перед односельчанами лишь шрамами и протезами".
 
А в Нарьян Маре есть памятник оленным отрядам Второй мировой войны.
 
ГОЛУБИ

Хотя во время войны активно использовали радиосвязь, голубиная почта не канула в "лету". Дело в том, что на начало войны проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Кроме того, зачастую техника выходила из строя.  

И тут на помощь приходили почтовые голуби. Всего за годы войны почтовыми голубями было доставлено более 15000 «голубеграмм». 
 
Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать голубей и даже натаскивали ястребов, которые исполняли роль истребителей. На оккупированных территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения.   
Большая часть изъятых птиц просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных "пернатых партизан" их хозяину было только одно наказание — смерть.

«Голубчик»
 
На одной из подводных лодок на борту жил почтовый голубь по кличке «Голубчик». Во время одного из боевых походов лодка торпедировала фашистский транспорт и, уходя от преследования, попала на минное поле, получила сильные повреждения – вышла из строя рация и она не могла самостоятельно возвратиться на базу. Тогда-то и пришел на помощь голубь, доставивший письмо за два дня, пролетев более тысячи километров. Скорость полета голубя от 60 до 100 км. в час. Причем почтовый голубь хорошо ориентируется и ночью. Лодка получила помощь и была отбуксирована на родную базу другой советской подводной лодкой.


Сизый голубь под номером «48»
Отряд разведчиков, находясь в глубоком тылу противника, попал в окружение и потерял связь со своей частью. Единственная рация была разбита, а прорвать окружение было невозможно. К счастью у бойцов был проверенный в делах один-единственный тренированный сизый голубь под номером 48. Порт-депешник с донесением был прикреплен к ноге воздушного связиста.
Во время полета голубь был атакован натасканным для этих целей фашистским ястребом и был ранен, но голубю удалось уйти. На голубиную станцию он прилетел в сумерках и буквально упал под ноги дежурному рядовому солдату. Голубь был ранен, тяжело дышал, одна лапка была сломана. После передачи в штаб донесения, голубь был прооперирован ветеринарным врачом.
 
ВЕРБЛЮДЫ

Во время Великой Отечественной войны в состав советских войск входила резервная 28-я армия, в которой верблюды были тягловой силой для пушек. Она была сформирована во время Сталинградской битвы в Астрахани. Существенная нехватка лошадей и техники вынудила выловить и приручить почти 350 диких верблюдов. Большинство из них погибли в разных сражениях, а тех которые выжили постепенно "демобилизовывали" в зоопарки.
Необходимо отметить, что корабли пустыни весьма успешно справлялись со своими задачами. А верблюд по кличке Яшка даже участвовал в битве за Берлин в 1945.